РЕГИОН: РОССИЯ
ТОВАРОВ К СРАВНЕНИЮ: 0
КАБИНЕТ
СКИДКИ

История возникновения домры

Денисова Ксения Сергеевна 371

1.jpgПервые упоминания о домре встречаются в письменных источниках XV-XVI вв. Но несомненно, что истоки её появления уходят в гораздо более ранние века.

Скорее всего, появлению домры на Руси способствовало переплетение двух культур: европейской и азиатской, - что вообще характерно для русской истории. «Восточной прародительницей» домры исследователи считают древнейший струнный инструмент танбур. А «западным предком», полагают, была (столь популярная в древней Европе) лютня.

В средние века на Руси домра была одним из любимейших и поистине народным музыкальным инструментом, наряду с гуслями, бубнами, сурнами, свирелями и волынками. Музыканты, играющие на домре, назывались «домрачеи» или «доморники». Так же как и под аккомпанемент гуслей, в сопровождении домры сказывались старинные былины и повествования.

Во время народных гуляний заводилами на празднике были скоморохи: певцы, музыканты, акробаты и плясуны. Это были главные «массовики-затейники», веселившие и развлекавшие народ, в то же время и игрой на домре. Скоморохов можно было встретить и при царском дворе, где существовала так называемая «потешная палата», призванная увеселять и потешать царских особ.

Служители церкви были очень недовольны подобным развитием светской культуры. И в XVII веке, в период правления царя Алексея Михайловича, прозванного «тишайшим», начинается гонение и последующее истребление скоморошества. Истреблению подвергаются не только сами скоморохи, но и музыкальные инструменты. По указу царя все собранные народные музыкальные инструменты сгружаются на возы, и 5 возов с инструментами вывозятся за Москву-реку, где и сжигаются. После этого варварского события домра исчезает из русской музыкальной жизни.

И лишь в конце XIX века, в 1896 году, благодаря русскому исследователю, музыканту, организатору и руководителю первого оркестра русских народных инструментов Василию Васильевичу Андрееву, домра буквально возродилась из пепла. Совместно с мастером С.И. Налимовым Андреев реконструировал найденный им в Вятской губернии музыкальный инструмент полусферической формы. Так произошло второе рождение домры. Новая домра была круглой формы, с грифом средней длины, имела 3 струны и квартовый строй. Впоследствии В.В. Андреев вместе с С.И. Налимовым создали ансамблевые разновидности домры: от пикколо до контрабасовой.

В 1908 году дирижёр Г.П. Любимов с мастером С.Ф. Буровым, чтобы расширить диапазон звучания инструмента, конструируют четырёхструнную домру с квинтовым строем. Но тембровое звучание «черырёхструнки» значительно слабее её предшественницы. Поэтому в оркестрах русских народных инструментов используют трёхструнную домру. И здесь её ансамблевые разновидности являются ведущей мелодической группой.

Автор: lukata (Лукашевич Татьяна Владимировна)


Комментарии
Добавление отзыва
Ваше имя:
Комментарий: